Европа бывает разная.
Страны и народы Северной, Южной и Центральной Европы различаются
уровнем и образом жизни, религиями, обычаями, национальными традициями,
проживанием в условиях разного климата. Но есть и общее - отношение
к человеку, незатасканный и неопошленный патриотизм, ощущение себя
гражданином своей страны, стремление восстановить утраченное, сберечь
национальную культуру и ее пока еще сохранившееся наследие.
Мое первое знакомство
с Северной Европой состоялось несколько лет назад, начавшись с обычной
туристической поездки по Финляндии и Швеции. По прошествии нескольких
лет сложно писать воспоминания, поскольку что-то стирается из памяти,
мелочи уходят, но остается главное - ощущение от страны, впечатления
туриста, впервые оказавшегося в оазисе североевропейского благополучия
и спокойствия. Мы купили комбинированный тур по Финляндии и Швеции,
и отправились смотреть собственными глазами на "горячих" финских
и шведских парней.
Наш путь пролегал по
железной дороге до Санкт-Петербурга, далее - автобусом через Выборг
- Хельсинки - Турку, паромом до Стокгольма и назад в Москву тем
же путем. В Швецию мы переправлялись на пароме "Силья Лайн Европа",
обратно - "Силья Лайн Фестиваль".
Утренний Петербург был
свеж и омыт дождем. Дождавшись одноэтажного туристического автобуса,
мы с боем погрузились в него. Русские туристы привыкли бороться
за место под солнцем, да и натура берет свое, поэтому заход в автобус
напоминал небольшую битву местечкового масштаба, побеждали в котором
мужчины и крупные женщины. Одни брали - хамством и силой, другие
- весом. Я давно поняла, что интеллигентность - порок, а не достоинство
в нашем обществе. Так началось это удивительное путешествие.
Кстати, о размещении
в автобусе. Тогда мое настроение было на какое-то время испорчено
безобразной посадкой. Только спустя несколько лет, при посещении
Греции, мы столкнулись с совершенно другим подходом туристических
компаний к размещению туристов. Компания "Музенидис турс", набрав
около 70 туристов и арендовав двухэтажный автобус, на регистрации
путешественников выдала каждому небольшую бумажку. В этой памятке
по дням были расписаны номера мест, ежедневно меняющиеся. Не было
никаких проблем и претензий. Сегодня вы ехали на первых местах на
втором этаже, завтра - в середине, послезавтра - на последнем ряду,
а потом и вовсе спускались на первый этаж. Таким образом, вся огромная
группа успешно пропутешествовала и по Греции и внутри автобуса.
…Заняв свое место у
окна, я смотрела на серую асфальтовую ленту, бегущую за окном. Ближе
к финляндской границе природа и погода стали меняться. Пошел мелкий
летний дождик, и яркая зелень пейзажа радовала глаз. После пересечения
границы пейзаж менялся, становясь все больше ухоженным и как бы
нетронутым. Это ощущение по мере продвижения вглубь Финляндии только
возрастало.
Вообще отношение финнов
и шведов к своей природе поражает любого, кто, особенно впервые,
попадает в эти страны. Я не говорю уже о качестве дорог, проложенных
в сложном рельефе, чье основание составляет жесткий массив Балтийского
щита. Крупные валуны, которые в далеком прошлом принес ледник, вынутые
из почвы при строительстве дороги и коммуникаций, используются экономными
и правильными финнами в качестве своеобразного бордюра вдоль магистрали,
что очень практично, долговечно, умно и безумно красиво. Прямо-таки
естественная дизайнерская находка. Смешанный лес вдоль дорог за
скалами, валунами, на моренных холмах и многочисленных грядах какой-то
чистенький, такое впечатление, что на каждом дереве, кустике и даже
травинке висит табличка: "Руками не трогать. Музейный экспонат".
Чтобы машины, не дай бог, не сбили лося, которые здесь расплодились
в огромных количествах, вдоль леса установлены проволочные сетки.
Представьте себе такую картину. Едешь на скорости по дороге, вдоль
которой, образуя иногда целую стену, лежат валуны. А на их вершинах,
на фоне голубого неба, усеянного такими же чистенькими облачками,
виднеется сплошная полоса в клеточку, кое-где перемежающаяся вертикальными
столбами ограждения. Нигде ни соринки, ни пакетика, ни пустой консервной
банки или, упаси боже!, бутылки. Многочисленные места для стоянки
- превосходны, можно отдохнуть, перекусить, что-то купить необходимое
из мелочей, и даже поспать в мотеле. По такой дороге путешествовать,
да на хорошей машине - сплошное удовольствие.
Я с искренней завистью
смотрела на спокойных водителей ярких и юрких машинок, бегущих по
шоссе. Они свободны, как птицы, и у них нет четкого расписания и
зависимости от графика передвижения группы, когда на остановку для
40 человек дается 10, максимум 15 минут. И сетовать здесь не на
что. Промедление грозит опозданием, минуты, множась, бегут, и, значит,
дальше вы что-то не увидите, где-то опоздаете, и что-то пропустите.
Такова специфика автобусного маршрута "галопом по Европе". Причем,
все равно, по какой Европе, Южной, Северной или Центральной.
Привычная к сидению
на работе до ночи и не прекращающемуся ритму московской жизни, я
с удивлением разглядывала пустой Хельсинки. Стоял субботний полдень,
лето было в разгаре, а город напоминал пустыню, в которой, неизвестно
как, но пока еще остались продавцы фастфуда, да бродили по абсолютно
пустым улицам ошалелые группы туристов. Абсолютно все было закрыто,
везде виднелись жалюзи или безжизненные провалы сверкающих на солнце
витрин. Даже дома казались покинутыми жителями. Но так оно и было.
Финны пользуются любой возможностью, чтобы уехать за город, законы
следят за соблюдением установленного рабочего дня, иначе за сверхурочные
надо платить. А зачем?? Спешить-то некуда…
В целом, Финляндия -
страна "тысячи озер", страна маленьких городков и отдельных хуторков,
стоящих друг от друга на большом расстоянии среди валунов, скал,
зеленых лесов, порожистых рек и полей. Финны обожают свою родину,
свою землю и свою природу настолько, что в зонах отдыха строят специальные
беседки, лавочки, столики для времяпрепровождения, везде стоят указатели,
дабы отдыхающие не заблудились. Густой кустарник, трава и деревья
на скалах, следах ледниковой деятельности, - плод прихотливой фантазии
и таланта гениального дизайнера - природы, создают неповторимый
и стильный естественный ландшафт. Финны живут в поразительной гармонии
с окружающей средой, любовно обихаживая вокруг себя каждое дерево,
кустик и, кажется, даже травинку.
Мы проехали весьма бодро
и быстро по финской столице, посмотрев двухчасовую экскурсионную
программу и потратив час на обед и обмен валюты, затем отправились
на автобусе в Турку. И в Хельсинки, и в Турку царило одинаковое
безлюдье, разбавленное, как черная икра на бутерброде, подобными
нам любителями попутешествовать. Сюрприз меня ждал немного позже,
когда мы должны были отправиться на пароме "Силья Лайн" в Стокгольм.
Это незабываемое зрелище, особенно для тех, кто видит его впервые.
Этот паром, огромный
и величественный, является обычным плавсредством для любого североевропейца.
По Балтийскому морю между странами курсирует несколько паромов и
не только компании "Силья Лайн". Для финна или шведа съездить на
выходные в соседнюю страну - настолько же привычное дело, как нам
съездить на дачу в Подмосковье, в крайнем случае, - в Петербург.
Границы там весьма условны и прозрачны, на паромах созданы все условия
для комфортного путешествия пассажиров, начиная от размещения в
зависимости от вашего желания и кошелька, и заканчивая возможностью
отлично провести время в ресторанах, дискотеках и магазинах. Короче,
это немного напоминает плавучий зал ожидания огромного аэропорта
с магазинами беспошлинной торговли и немерянным количеством дешевой
выпивки на борту, что и является главной причиной популярности паромов
у финнов и шведов.
Паром "Силья Лайн Европа"
вмещает в себя совершенно немыслимое количество пассажиров, 3 тысячи
человек. Хотя со времени поездки прошла уже пара лет, но эта картина
до сих пор стоит у меня перед глазами. Представьте себе плавучий
многоэтажный дом, пришвартованный у берега. В зале ожидания - эти
самые 3 тысячи пассажиров мирно дожидаются сигнала о начале посадки.
На это в расписании движения парома отведено 15 минут! Я с ужасом
смотрела на все увеличивающуюся толпу вокруг нас. Старики и старушки,
туристы, студенты и школьники, молодые мамы с несколькими детьми,
некоторые из которых крепко спали у них на руках, другие цеплялись
за маму или друг за друга, мужчины и женщины постарше, - все совершенно
спокойно и невозмутимо стояли, молча или тихо беседуя. Дети не орали,
не плакали и не бегали, никто не толкался, не кричал, не протискивался
сквозь толпу, вокруг было почти безмолвие и совершенный порядок.
У каждого на руках был билет, с указанием палубы и номера входа.
Когда объявили посадку, сотни светловолосых людей так же спокойно
и с достоинством, соблюдая порядок и дисциплину, прошествовали на
паром. Я не верила своим глазам. Посадка прошла быстро и слаженно,
паром отчалил через 15 минут, как и полагается по расписанию.
Я вспомнила московскую
толпу, беснующуюся утром у узких входов в метро. Давку, в которой
надо было протискиваться, работая локтями, через турникет. Толпу
озлобленных мужчин и женщин, пожилых людей, с боем и воплями продирающихся
к заветным дверям вагона. Оскорбления уже заведенных с утра пассажиров,
силой пытающихся отвоевать себе место в переполненном и душном вагоне.
И мне стало грустно, вряд ли с нашим российским хамством мы до такого
доживем…
Нам повезло, и море
было спокойным: движение парома почти не ощущалось. На пароме есть
несколько палуб, в которых представлены разные каюты, в том числе
и помещения, приспособленные для путешествий инвалидов в колясках.
Самая нижняя палуба, естественно, самая дешевая, расположена над
машинным отделением. По сути, это - трюм, вообще без окон, с несколькими
рядами кают по ширине палубы. Здесь довольно грязно, в узких коридорах
по голому железному полу мотаются пустые банки из-под пива и прочий
мусор. Если вам не все равно, и вы любите более приличные условия,
то следует заплатить немного дороже, и путешествовать выше и лучше,
на другом уровне. Здесь чище, в коридорах - ковровые дорожки, заглушающие
звуки шагов. При желании можно взять каюту "сисайд", расположенную
у борта парома, с иллюминатором, выходящим на море или "променад"
- там же, но без иллюминатора. Каюты, расположенные по центру, окон
не имеют, и представляют собой, грубо говоря, комфортную кладовку.
Номера небольшие, в двухместном - диванчик-книжка и откидывающийся
диван-кровать удобны, комфортны. Есть душ, туалет, мыло только жидкое
(любителям обыкновенного мыла на заметку), полотенца.
Балтийское море даже
летом поражает своей какой-то строгостью и суровостью. Низкое северное
небо с приплюснутыми облаками, низкие изрезанные берега, поросшие
зелеными кустарниками и лесом, - все это так отличается от привычного
стереотипа южного моря, с его ласковой теплой синью, палящим зноем,
обнаженными телами под пальмами и белоснежными пароходами. Фьорды
и маленькие зеленые островки, во множестве разбросанные вдоль берегов,
между которыми по серо-стальной морской глади скользит глыба парома
- величественное и запоминающееся зрелище. А за кормой остается
широкий пенный след, тающий и теряющийся в последних лучах гаснущего
солнца…
Швеция - морская страна,
как и Финляндия, и море играет исключительно важную роль в ее экономике.
Климат здесь умеренный, достаточно влажный и весьма своеобразный.
Мелкий дождь, кажется, будто висит в воздухе мельчайшей пылью. Зонтик
раскрывать совершенно бесполезно, от моросящей влаги практически
невозможно спрятаться. Температура воздуха тоже колеблется, в зависимости
от солнца. А ветер с холодного моря, кажется, пронизывает до скелета.
И это - в самый разгар лета - в конце июня!
Стокгольм - необыкновенно
красивый город, расположенный на берегах пролива, или точнее, протока
Норстрем, соединяющего залив Балтийского моря Сальтшен с озером
Меларен. Здесь целый лабиринт островов и полуостровов, заливов и
проливов. Внутренняя часть залива в результате многовекового поднятия
Скандинавского полуострова превратилась в озеро. На берегах залива-озера
возникли первые резиденции шведских королей. Здесь, много веков
назад, возник Стокгольм. Существует несколько версий происхождения
этого названия.
В конце ХII века на
небольшом острове в проливе, где воды Меларена смешиваются с водами
Балтийского моря, было основано крепостное поселение. Наиболее убедительное
предание гласит, что враги проникли в Меларен и разрушили древнюю
резиденцию шведских королей Сигтуну, которая стояла на берегу одного
из заливов озера. По обычаю викингов оставшиеся в живых жители пустили
бревно по воде, и на острове, куда его прибили волны, была основана
новая столица. "Сток" по-шведски "бревно", "хольм" - "остров". Поселение
получило городские права в 1252 году, этот год и стал днем рождения
Стокгольма.
С моря город несколько
напоминает Ригу своими очертаниями, те же островерхие готические
шпили, тесные ряды четырех - пятиэтажных домов, разделенные узкими
мощеными улочками, густая зелень старинных парков. Одна из улочек
настолько узка, что пройти по ней может только один человек, протискиваясь
в тесном каменном мешке. В тишине старинных улиц гулко разносились
наши шаги: ранним воскресным утром центр города, как и Хельсинки,
пустовал. Каменное великолепие, украшенное барельефами и скульптурными
изображениями, застыло под хмурым серым небом, дожидаясь улыбки
солнца. Небольшие площади, также вымощенные булыжником, казалось,
сейчас заполнят дамы и кавалеры в средневековых одеждах, заспешат
зеленщики со своими тележками, раздастся цокот подков…
Шведы очень гордятся
своей историей, и сохраняют буквально каждый камушек, каждую могилу,
восстанавливая старинные витражи в церквях, реставрируя сами здания,
культивируя национальные традиции. Очень красив ритуал смены караула
у королевского дворца, расположенного на острове и законченного
по проекту архитектора Тессина Младшего в середине ХVIII века. Некоторые
постройки и целые кварталы, более древние, созданные в ХVI - ХVII
веках, тоже сохранились до нашего времени. Этот остров - историческое
ядро Стокгольма, или Старый город. Он соединен мостами с северной
и южной сторонами центральной части Стокгольма, поэтому его называют
"городом между мостами". Ритуал смены караула у дворца проводится
в строго определенное время, и посмотреть на эту церемонию собираются
толпы туристов. Даже фонарные столбы увешаны гроздьями иностранцев,
желающих все увидеть и сфотографировать мельчайшие подробности происходящего
на площади действа.
Еще одна гордость шведов
- шесть университетов и множество различных вузов. Очень интересно
съездить на экскурсию в Уппсалу, где находится старейший в стране
университет, основанный в 1477 году. Заодно пошататься по магазинам,
прикупив на распродажах кое-что из вещей. Город примечателен и изумительной
старинной церковью, любовно восстановленной и сохраненной шведами.
В Уппсале есть и астрономическая обсерватория, созданная современником
знаменитого шведского ученого Карла Линнея, астрономом и физиком
Андерсом Цельсием.
По Стокгольму можно
бродить часами напролет, плутая в лабиринтах улиц и мостов, сменяющихся
отличными городскими магистралями с четко нанесенной разметкой пешеходных
переходов. Пешеходы там - цари и боги. Светофоры сами определяют,
что вы подошли к переходу, и автоматически загорается зеленый свет,
для слепых установлены специальные звуковые сигналы. Череда движущихся
машин спокойно остановится и пропустит вас, не выражая при этом
никаких отрицательных эмоций. Собственно, они и так сами затормозят,
если увидят у вас желание пересечь проезжую часть.
Воскресный вечер продолжал
удивлять абсолютной пустотой, ни пешеходов, ни машин, такое ощущение,
что город вымер или отдан в распоряжение туристов. Так же, как и
в Хельсинки, работали лишь немногие закусочные "фастфуда" и магазинчики
в пешеходной туристической зоне. Лишь черноволосые свободолюбивые
курды-эмигранты в центре Стокгольма вышли на демонстрацию с лозунгами
о предоставлении им прав и свобод, равных с коренными гражданами
страны. Представляете себе шведскую демократию в действии? Спокойно
расположиться посреди столицы чужой страны в выходной, с огромными
транспарантами, танцуя и распевая народные песни, периодически прячась
от холодного дождя в сухом подземном переходе, и бороться за свои
гражданские права! Представить себе подобную картину у нас где-нибудь
в Манеже, близ Кремля, просто нереально, это может кончиться весьма
прозаически - столкновением со стражами порядка.
Безжизненность улиц
сменилась в 6 утра в понедельник привычными для нас звуками города:
сигналами машин, шуршанием шин по асфальту, звуками голосов, стрекотом
отбойного молотка. Рабочие на диковинных для меня машинах ремонтировали
мостовые, уборщики, явно не шведского происхождения, до блеска мыли
витринные стекла, подметали и мыли тротуары, убирали мусор, словом,
Стокгольм прихорашивался. Открывались магазинчики и крупные магазины.
Служащие шведы и шведки в строгих костюмах и кейсами в руках спешили
на работу, как в фантастическом фильме материализовавшись из воздуха,
из ниоткуда. Город мгновенно наполнился жителями и зажил обычной
деловой столичной жизнью, а к вечеру очень быстро опять опустел.
В 6 часов вечера в мгновение ока, как по невидимой команде, металлические
решетки дверей и окон с лязгом захлопнулись, погасли витрины, жизнь
прекратилась до следующего утра. Все закрылось, даже частные магазинчики
в туристическом центре, в которых торгуют курды. Казалось бы, вечер
- самое время для намотавшихся за день туристов что-то купить. Но
- нет! Рабочий день окончен, и лишние шведские кроны никому не нужны.
Лучше заняться своими делами. Например, выйти с лозунгами о борьбе
за свои права и свободы в центре Стокгольма.
Хотя прошло уже несколько
лет, я до сих пор помню большое количество детей на улицах. Несколько
детей в семье - нормально для современной шведской семьи. И дети,
и женщины защищены государством, реально работают различные социальные
программы, все направлено на повышение рождаемости.
Среди всеобщего спокойствия
и благоденствия Стокгольма внезапно повеяло чем-то родным. Оказывается,
не все так гладко на родине шведского социализма. Шведы оказались
такими же любителями халявы, что весьма близко русским по духу.
Причем, выяснилось это в весьма пикантном месте. Вход в туалеты
- платный, монетки опускаются в специальные прорези на входной двери,
в туалете - несколько кабинок. Чтобы не платить денег за вход, мужчины
и женщины выстраиваются у двери в очереди и терпеливо ждут, пока
кто-нибудь не выйдет и не откроет дверь. Тогда очередь перемещается
внутрь, экономя несколько шведских крон.
Нам бы их проблемы…
Наталья
Хральцова
30.09.2003г.